Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель является экспертиза дорожных происшествий, которую называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Но ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это название более семи лет назад, подавляющее количество практикующих юристов, адвокатов, следователей, судей все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, не уточняя точного вида экспертизы.

Из-за такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто складываются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, где требуются познания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает некрасивая ситуация, в результате которой материалы возвращаются в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, в результате чего сроки затягиваются по причине элементарной безграмотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспортных средств и других участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и других объектов по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дорожного покрытия, отсутствие должных дорожных знаков и другие негативные условия обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все имеющиеся материалы гражданского, административного, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Кстати, в случаях, где важной причиной ДТП выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент происшествия.